01 апр 2019
Х/ф "Маленькие трагедии" 1 серия
Татьяна и Александр Павлюченко
1:27:33
1 КОММЕНТАРИЙ
Татьяна и Александр Павлюченко
Фильм снят по четырем драматическим произведениям Александра Сергеевича Пушкина ("Скупой рыцарь" (1830), "Моцарт и Сальери" (1830), "Каменный гость" (1830), "Пир во время чумы" (1830), объединенным в один цикл, который принято называть «Маленькими трагедиями». Это название во многом условное. Сам Пушкин так и не остановился на каком-либо определенном варианте названия. Кроме того, как цикл эти пьесы при жизни автора никогда не издавались, а «Каменный гость», вообще, был опубликован только после смерти Пушкина. Печатают их в соответствии с хронологией написания, так как авторский замысел композиции невосстановим. Однако такое расположение оправдано еще и исторической последовательностью эпох, описанных в произведениях: «Скупой рыцарь» - кризис средневековья, "Каменный гость" – кризис Возрождения, "Моцарт и Сальери" - кризис Просветительства, "Пир во время чумы" кризис романтической эпохи, современной самому Пушкину. Со времени первой попытки театральной постановки пушкинской пьесы «Моцарт и Сальери» (единственного драматического произведения, поставленного при жизни Пушкина) в 1832 году укоренилось мнение о «несценичности» «Маленьких трагедий». Хотя такая оценка – неблагоприятное и трагическое стечение обстоятельств. Трагедия «Моцарт и Сальери» впервые игралась в Санкт-Петербурге, в Большом театре, как сказали бы в наше время «на разогреве» в бенефисе А.Брянского, перед двумя водевилями и во время, когда зрители только съезжались. Премьеру же «Скупого рыцаря», назначенную на 1 февраля 1837 года, вообще пришлось отменить, так как за три дня до нее Пушкин погиб, и администрации театра побоялась возможного ажиотажа. Стоит сказать, в театральной среде считается, что в этом цикле закодировано нечто таинственно-трагическое. Успешных попыток поставить «Маленькие трагедии» очень мало. Даже Станиславский, играя во МХАТЕ в ролях Скупого Рыцаря и Сальери, не имел успеха. Режиссер Михаил Швейцер, начиная съемки сериала по пушкинскому циклу, безупречно подобрал актерский коллектив. Одной из его блистательных идей была идея пригласить на роль Дон Гуана Владимира Высоцкого. Швейцер был убежден сам, и сумел отстоять свою точку зрения перед высоким начальством, что только поэт сможет сыграть поэта, слившись с ролью. И действительно, в судьбе Высоцкого произошло такое «слияние», Он умер в июле 1980 года, когда шел премьерный показ сериала по «Маленьким трагедиям», где его герой (Дон Гуан) умирает от рукопожатия Командора.