Подборка: Художественные фильмы,
01 апр 2019
Шаманка (Польша, Франция, Швейцария 1996) 18+ Драма, Детектив, Мистика (erotic)
Владислав Капустин
1:57:24
3 КОММЕНТАРИЯ
Владислав Капустин
Страна: Швейцария , Франция , Польша Год: 1996Режиссер: Анджей Жулавски о ФИЛЬМЕ:Юная студентка, прозванная Итальянкой за успехи в области приготовления пиццы, в другом тоже сильна: она несется по жизни (буквально несется – ходить не умеет или не может от переизбытка энергии), излучая секс такой интенсивности, что мужики буквально не дают ей прохода, что с одной стороны вызывает у нее бурное недовольство вплость до рвоты, с другой – для нее перепихнуться с незнакомцем не проблема. Так происходит ее знакомство с Мишелем, местным антропологом: он приводит ее в квартиру своего брата-священника; и в этой самой квартире, которую юная студентка хотела снять, отымеет ее, не успев спросить имени. Страсть между ними вспыхивает с того самого соития безудержная и всепоглощающая; такая неминуемо ведет к гибели. А пока жизнь Мишеля, раскопавшего на каком-то заводе мумию, оказавшуюся шаманом трех тысяч лет от роду, летит вместе с безумной девицей навстречу…читайте выше.Эту эротическую драму в Польше назвали порнографией (точно так же отозвались о ней и на Венецианском фестивале), обвинили в глумлении над христианскими ценностями и выпустили в очень ограниченный прокат, что не помешало посмотреть фильм огромному количеству зрителей. Жулавскому к скандалам и цензуре не привыкать – именно запреты и привели к эмиграции. Уехав в Париж, Жулавский не переставал шокировать публику – однажды среди обиженных оказался сам Мстислав Ростропович, а вернувшись на родину взялся за сценарий, заранее преданный анафеме по причине чрезвычайной откровенности. Во время съемок и долго после (в особенности когда на некоторое время пропала Ивона Петри, исполнительница главной роли) ходили слухи, что режиссер не гнушается никакими средствами для разжигания актерских страстей, вплоть до ритуалов вуду. Сам Жулавский это отрица, иронически улыбаясь, однако заявил в интервью, что да, мол, есть некоторые приемчики. Что это за приемчики, остается только гадать, однако 18-летняя дебютантка Петри выглядит совершенно как припадочная; это же касается и всего фильма в целом, и в этом его странное – как всегда у Жулавского – обаяние.
Владислав Капустин
ОПИСАНИЕ №2:Во время раскопок ученые находят мумию древнего шамана. В это же время руководитель археологического коллектива «случайно» знакомится с безумной «Итальянкой», девушкой не своего круга, значительно младше него, страдающей нимфоманией, промышляющей мелким воровством, чем и пытающейся заработать на учебу в большом городе. На фоне безудержной, животной страсти двух героев начинают происходить странные события с найденной мумией. Кем был этот шаман? Что хотела вывезти мафия из разваливающегося восточного блока на запад с мумией? И к чему приведёт сублимация сексуальной энергии героев драмы?После почти двадцати лет французской эмиграции Анджей Жулавский вновь снимает в Польше. За основу он берет «отказной» сценарий скандально известной молодой польской писательницы Мануэлы Гретковской, переполненный аллюзиями на Последнее танго в Париже Бернардо Бертолуччи (1972) и Плоть Марко Феррери (1991) и изрядно сдобренный вязкой мистикой. Пресса (особенно «желтая») пристально следит за съемками, смакуя напряженные отношения между режиссером и исполнительницей главной роли Ивоной Петри. Когда фильм выходит, разражается скандал, по размаху беспрецедентный даже для Жулавского: Шаманку обвиняют в порнографии и издевке над христианскими ценностями, что в ультракатолической Польше равносильно «смертному приговору». В Польше фильм выходит в «ограниченный прокат», его показывают в двух-трех варшавских кинотеатрах и только на ночных сеансах; несмотря на это, за год Шаманку посмотрят 400 тыс зрителей. Судьба фильма за границей сложится не легче: комиссия Венецианского фестиваля по все той же «статье о порнографии» откажется включить его в конкурсную программу (одновременно устроив чествование Тинто Брасса); французские прокатчики, всегда недолюбливавшие Жулавского, выпустят фильм почти через год. В конце июня французская сторона (официально Шаманка является польско-французской) запретит показ фильма на петербургском «Фестивале фестивалей»; но в апреле1997 г. Шаманку все-таки привезли в Санкт-Петербург и показали в рамках Недели польского кино.Многие критики отмечают, что Жулавскому удается настроить актеров на совершенно уникальный тип игры - сверхэкзальтированный, истерический модус, в своем роде настоящую одержимость бесом.Польские газеты сплетничали о творческих методах Жулавского - особенно после того, как, завершив съемки, на время пропала исполнительница главной роли 18-летняя Ивона Петри, студентка, с которой режиссер познакомился в кафе. В частности говорили, что Жулавский вводит актеров в вудуистский транс. Не совсем беспочвенные гипотезы - в самом деле, Жулавский, как и великий польский театральный режиссер Ежи Гротовский, бывал на Гаити и изучал ритуалы вуду.
Владислав Капустин
ОПИСАНИЕ №3:Сценарий написала феминистка, скандальная писательница и основательница польской Партии женщин Мануэла Гретковская. В «Шаманке» исследуется связь между сексом, обожествлением и подчинением женщины в современном обществе.Действие фильма происходит в Варшаве, где студентка, которую все называют Итальянкой, ищет жильё. В одной из квартир она встречает молодого профессора антропологии Михала, с которым почти сразу вступает в жёсткий секс. На следующий день во время раскопок Михал со своими коллегами находит хорошо сохранившийся труп шамана возрастом более 2000 лет. Они обнаруживают, что у него проломлен череп.Учёный не перестаёт думать о непредсказуемой Итальянке и причине смерти шамана, а его жизнь рушится на глазах.Фильм получился провокационный. В «Шаманке» секс представлен как мощная практика, которая может быть способом выхода за пределы реальности. Из-за порнографичности картину не включили в программу Венецианского кинофестиваля и выпустили лишь в ограниченный прокат.